"Как может быть иначе, когда ты бесчестишь Христа и подвергаешь Его открытому позору? Это очень большое зло, которое вы совершаете. Зло ваше велико и прискорбно. Ибо:1. Христос должен быть вознесен, но вы унижаете Его тем, что отказываете Ему в совершенстве и славе Его. Вы умаляете Его жертву тем, что отрицаете, что ее достаточно для нашего спасения.2. Вы приносите дела, веру, покаяние и т.д. как другие необходимые причины спасения и избавления от гнева.3. Желая чего-то сверх Его совершенства, вы делаете Христа несовершенным Священником и Жертву Его несовершенной.4. Вы позорите Христа, добавляя свою праведность к Его праведности. Вы отрицаете действенность Его смерти и отказываете Ему в силе спасти совершенно.5. И когда вы наставиваете, что должно быть что-то сделано человеком для для спасения, вы тем самым отрицаете, что спасение зависит только от Христа, ибо оно [у вас] также завистит от других условий и дополнений.6. Вы отрицаете, что спасение является абсолютно свободным даянием, добровольно подаренным нам. Если человек должен что-то выполнить, чтобы заполучить его и таким образом заслужить его, "иначе {как вы говорите} спасения не обретёшь", то вы сделали спасение ускользающим, нетвёрдым и сомнительным.7. Вы делаете Христа всего лишь бледной тенью в сравнении с заслугами ваших дел, говоря, что обетование Божье и смерть Христа не смогут спасти нас, если мы не выполним такие-то условия.8. Говоря, что человек оправдывается своей верой, вы отрицаете, что мы оправданы Христом, что опасно, хотя в этом есть доля истины, поскольку Христос и вера в Него - это две вещи, так что вы разделяете дело нашего оправдания между Богом и человеком, Христом и нами, Его делами и нашими собственными.9. Вы отрицаете, что оправдание и спасение могут быть достигнуты послушанием Христа, потому, что делаете результаты Его подвига в зависимость от нашего послушания, и поэтому вы частично приписываете спасительную силу себе самим, и таким образом ниспровергаете действенность единократного приношения Христа.10. Вы делаете не Христа, а веру, покаяние и т.д. средствами нашего спасения.11. Вы приписываете вашей вере и покаянию то, что свойственно Христу, поскольку вы приписываете оправдание ( основное и главное благо, которое приобрёл Христос Своим подвигом) своей вере.12.Вы делаете веру причиной оправдания, говоря, что без нее мы не можем быть оправданы.13. Говоря, что вера вменяется в праведность, вы делаете её нашей праведностью и вменяете Богу, что Он засчитывает праведностью то, что праведностью не является.14. Это ваше мнение порождает рабство. Оно повергает совесть в страх. Оно лишает душу покоя, радости и утешения. Оно враг радостного и свободного служения Богу.15. Говорить, что мы оправданы и Христом и нашей собственной верой вместе, бесчестно по отношению ко Христу. Ибо если мы оправдываемся обоими, то тогда не одним, и поэтому Христос уже не Единственный Спаситель. По такому мнению, Он лишь наполовину Спаситель. Я желаю знать, как такое может быть, что мы оправданы Христом, если мы оправдываемся верой; и если мы оправдываемся Его кровью, если только вера не является Его кровью, то мы не оправдываемся своей верой. Писание не говорит, что кто-либо оправдывается от греха верой, но нас так учили, и нелегко отучиться от порочного принципа и оставить его.16. Вы частично приписываете праведность нам самим, частично приписывая ее вере. Многие тешат себя самомнением, что они не бесчестят Христа, приписывая спасение вере, потому что вера исходит от Христа.17. Если мы можем приписать оправдание вере, то по той же причине мы можем приписать оправдание любви, терпению, воздержанности и т.д., да, всем нашим поступкам, нашим добрым делам, молитвам, слезам и т.д., потому что сила, с помощью которой мы это делаем, принадлежит Христу.18. Вы вообще не считаете Христа Спасителем, хотя и исповедуете, что Христос умер за нас. Потому что вы утверждаете, что вера и дела спасают нас. Он - все во всём и все же вы делаете из Него вообще ничто, если только человеку не угодно сделать Его {и то, что он сделал} чем-то посредством своей веры и т.д. Но Христос да будет всем!"Сэмюэл Ричардсон {Божественные утешения, часть 3, 1649}