Продолжая тему страданий, которые как можно обнаружить связаны с образом Божии, который подразумевает славу Божию, теперь обратимся к более широкому контексту мира, или образа мира. Философы говорили, что весь мир заключен в человеке, но не объяснили в каком человеке, и какой мир. Но Писание в принципе говорит, что старый мир в ветхом человека, а новый - в новом, который во Христе. Но чтобы появился новый человек, этот новый человек должен родиться, а старый умереть, а роды, как известно, подразумевают страдания. Откуда известно? Отсюда, конечно: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3:16). Также Адаму было сказано: «за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:17-19). Также мы читаем, что вместе с человеком, все творение, над которым он был поставлен господствовать, было подвержено страданию, и ожидает освобождения в свободу и славу сынов Божиих: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:19-23).
Таким образом, страдания появляются в следствии греха. Проблема в том, что человек, да и более ранее невидимое творение, не может существовать без Бога – это как тело без духа. Но чтобы Бог мог войти в творение и обитать в нем, оно, это творение, само должно, во-первых, осознает эту необходимость, и, во-вторых, с радостью пригласить и принять Его, ведь Бог не может насильно овладевать, ибо это не по любви. Поэтому в начале Бог был просто все для творения, то есть давал все необходимое, и был просто рядом, то есть ухаживал, как жених за невестой, что мы и видим в Эдемском саду, что называется Раем. Даже когда пришел змей, и вроде-как Бог отлучился, все равно он дал им свое Слово, или заповедь. И это испытание было именно для того, чтобы человек мог осознать нужду в Боге и Слове Божием. Но Ева не особенно заботилась пониманием Божиих слов, начала, как говорят, путаться в показаниях, а потом соблазнилась, и это вроде измены получается. Да, можно сказать, что змей ее соблазнил, но тогда кто соблазнил змея? Поэтому эта проблема более глубока. И проблема в том, что теоретически познание зла можно было бы усвоить просто через послушание Слову, что (то есть послушание) и было бы в какой-то мере неким необходимым страданием для славы, и не обязательно было его (то есть зло) в себя впускать, но впустить в себя зло вместо Бога – это и есть, видимо, сам по себе соблазн для творения, пред которым не устоял диавол, и не устоял бы, видимо, и человек, даже если бы не было змея. Поэтому вместо того, чтобы принять в себя Слово или послушаться Слову, человек принимает в себя зло, и становиться рабом зла. Бог это, конечно, знал заранее, поэтому и предусмотрел план искупления. Но, надо заметить, что, оказывается, не Богу нужны эти великие страдания, а человеку, чтобы осознать нужду в Боге и принять Его, ибо в начале Бог никаких страданий не создавал, а наоборот создал Рай, и нужно было простой прийти испытание на верность, что, наверное, подразумевает некое страдание, но видимо не такие, как последствия греха теперь.
Но пойдем далее, и теперь будем отталкиваться от того, что есть. И теперь, получатся Бог наложил на человека (мужчину и женщину) в связи с грехом, определенные страдания, и здесь для человека открываются опять два пути: либо смиренное принять новые обстоятельства с надеждой на искупительную любовь (Спасителя и спасение), как на единственное справедливое и реальное решение, либо бунтарский отход от пути, указанного Господом, и попытка смягчить последствия произошедшего проклятия средствами, которые были бы лишь продолжением искушения: «Вы будете как Бог». То есть попытаться улучшить себя своими силами до сверхчеловека или богочеловека, и построить рай на земле без Бога. Как видно из Писания, таков путь Каина, род которого погиб в потопе навсегда. Но не таков путь Ноя, которой прошел сквозь потоп в ковчеге, который символизирует Христа. Само имя Ной означает «утешение», ибо родители Ноя, очевидно, очень тяжело переживали последствия проклятия, но вместо того, чтобы искать какие-то временные меры для смягчения его непосредственных последствий, они посмотрели дальше и назвали своего сына Ноем, сказав: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь» (Быт.5:29). То есть помощь от детей родителям при честном труде – это есть Божественное утешение в этой жизни при перенесении страданий.
Противоположностью этому является путь Каина. Будучи изгнан из присутствия Господа, вместо того, чтобы смиренно принять вынесенный приговор, который, кстати, после убийства брата своего Авеля, еще более усугублял страдания в связи с возделыванием земли, ибо «она не станет более давать силы своей для тебя, ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт.4:12), он начинает принимать то, что сейчас назвали бы «цивилизационными» мерами. Он строит город (Быт.4:17), а его потомки осваивают гусли, свирель и обработку металлов (Быт.4:21, 22). Практика иметь несколько жен также возникла во времена Каина. Хотя города, музыкальные инструменты и металлообработка могут быть невинными инновациями сами по себе, но они смертельно опасны, если вводятся для того, чтобы снизить остроту Божия суда. Со времен Каина и по настоящее время человек продолжает наращивать слой за слоем эту оболочку, что можно назвать образом мира. Каждый слой видоизменял и смягчал на какое-то время проклятие, но проклятие, лежащее на земле, проявлялось снова и снова. Стон творения никогда не утихнет, хотя города будут увеличены до неузнаваемости, а музыка будет звучать с утра до ночи.
То есть человек пытается жить лучше, жить с комфортом, жить в свое удовольствие, и считает, ибо ему про это твердят везде в уши, и все уши, что называется, прожужжали, что он имеете на это право, или «вы этого достойны». Но никто не задумывается, что это право надо еще принять во Христе, а потом пойти по пути страдания и ожидания, из-за греха, и получить не в этой жизни, или хотя-бы, чтобы утешиться, надо родить и вырастить достойных детей. А все хотят здесь и сейчас, поэтому Иаков говорит: «Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:2-5). Здесь тот же принцип верности Богу, или прелюбодейства с миром и образом мира, который хочет удовольствий на стороне без Бога. Но мы знаем, что и Бог хочет удовольствий со своим творением, но теперь грех и связанные с ним страдания встали на пути этой близости, и кто осознает это, и осознает эту величайшую нужду в Боге, тот и обретет вечное счастье, хотя путем страданий. А образ мира пройдет, и его удовольствия закончатся, как сказано: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин.2:17).
Верующие, дети Божии, уже вкусили дух Божий, «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:17). Мир не возрожден, поэтому сказано, «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2:16). Отец, дети, семья в духе Божием во Христе – это есть другие удовольствие и другое счастье, и, по сути, другой мир, как сказано: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я ДАЮ ВАМ. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27) – это есть новый мир и царство Божие пока зачаточное, но уже наше. А в этом мире живут, как сказано: «по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева» (Еф.2:2-3).