Учение о Троице (отрывок)

Лютер

Бывалый
09.09.2023
215
1
18
Краков
www.youtube.com
Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, Рожденного, Несотворенного, Единосущного с Отцом, чрез Которого все сотворено. Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес. И воплотился от Святого Духа и Марии девы, и стал человеком. Был распят за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребен, и воскрес в третий день по Писаниям, и восшел на небеса, и сидит одесную Отца. И опять придет со славою судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына Исходящего, вместе с Отцом и Сыном Поклоняемого и Славимого, говорившего через пророков.

И во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.


Этот текст либо напрямую, либо, закладывая основания для дальнейшего развития представленных в нем богословских идей, подразумевает следующее: у Бога одна сущность (на латыни - essentia, от esse «быть»; на греческом - ousia) и три Ипостаси, или другими словами: три Личности, одна сущность (единосущный в трех Лицах). Каждая Ипостась – Отец, Сын, Святой Дух – есть Бог. В каждой Ипостаси пребывает Бог во всей полноте, и каждая Ипостась обладает всей полнотой Божества. Каждая Ипостась является сущностно Богом. Каждая Ипостась обладает всей полнотой сущности Бога (единой Божественной усией), и полнота Божества пребывает в каждой Ипостаси. Таким образом, все Ипостаси разделяют одну сущность. Три Ипостаси пребывают в так называемом ипостасном союзе (перихорезис), ибо сущность Бога неделима.

Однако, три Ипостаси не тождественны друг другу. Каждая Ипостась вечна и обладает присущими только ей особенностями. Существуют определенные отношения, которые поддерживают между собой Ипостаси, неотделимые от их особенных свойств. Отец есть Отец Сына, Сын есть Сын Отца. Отец рождает Сына, Сын рождаем Отцом. Наоборот не может быть, так как эти отношения вечны и неизменны. Святой Дух исходит от Отца (Запад добавляет «и Сына» (формулировка «филиокве» была добавлена Латинской церковью к Никео-Цареградскому символу веры)). Отец (и Сын, согласно Западу) посылает Духа. Наоборот быть не может, так как Святой Дух ни рождает, ни посылает. Эти отношения существуют в контексте ипостасного союза трех Личностей Троицы (перихорезис). Дух есть Дух Сына, как Отец есть Отец Сына. Отношения между Отцом и Сыном осуществляются в контексте перихоретических отношений трех Ипостасей и, таким образом, в Святом Духе. Следовательно, существуют различия (но не разделение), с одной стороны, между тремя Ипостасями, которые, сохраняя присущие им свойства, разделяют одно неделимое Божеское естество, а с другой стороны, между тремя Ипостасями в их вечных отношениях с присущими им личными свойствами.

Кальвин обобщает эту мысль, утверждая, что Сын есть Бог Сам в Себе (сущностно) (ex seipso esse), в то время как, с точки зрения Его ипостасного существования, Он от Отца (ex patre)
В дополнение к основополагающей предпосылке, согласно которой Бог один в трех Ипостасях, следующие термины являются неотъемлемой составляющей учения Церкви. Термин «омоусиос» (то есть единосущный) был изобретен в четвертом столетии с целью показать, что Сын и Дух единосущны Отцу, и таким образом, обладают всей полнотой Божества. Термин «перихорезис» (ипостасный союз, или сосуществование) использовался с целью показать, что три Ипостаси (каждая из которых обладает всей полнотой Божества) обитают друг в друге, взаимно вмещают друг друга, занимая, так сказать, единое «бесконечное пространство» Божественного естества. Термин «таксис» (порядок) объясняет отношения между Ипостасями.

Блаженный Августин в работе «О Троице» пишет: «Ни в одном другом предмете ошибка не может быть более опасна, исследование более трудоемким, а раскрытие истины более полезным»
 
Блаженный Августин в работе «О Троице» пишет: «Ни в одном другом предмете ошибка не может быть более опасна, исследование более трудоемким, а раскрытие истины более полезным»
В чём опасность?
 
(1)Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

(2)И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного
В этом вероисповедании ... символе веры православия наблюдается противоречие... То есть:
-(1) сначала Вы правильно исповедуете, то есть - согласно Св.писания:
"у нас один Бог - Отец, из Которого всё.. да знают Тебя, единственного истинного Бога"(1Кор 8:6; Иоанн 17:3);
-(2)но!!!.. потом начинаете противоречить (1)-ому пункту: "верую в Господа Иисуса Христа, Бога от Бога, Бога истинного от Бога истинного".
...
Как это возможно!!!... ведь Вы сами утверждаете, что Отец - единственный Бог(1).. можете объяснить Вашу нелогичность рассуждения???...

Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Этот текст либо напрямую, либо, закладывая основания для дальнейшего развития представленных в нем богословских идей, подразумевает следующее: у Бога одна сущность (на латыни - essentia, от esse «быть»; на греческом - ousia) и три Ипостаси, или другими словами: три Личности, одна сущность (единосущный в трех Лицах). Каждая Ипостась – Отец, Сын, Святой Дух – есть Бог. В каждой Ипостаси пребывает Бог во всей полноте, и каждая Ипостась обладает всей полнотой Божества. Каждая Ипостась является сущностно Богом. Каждая Ипостась обладает всей полнотой сущности Бога (единой Божественной усией), и полнота Божества пребывает в каждой Ипостаси. Таким образом, все Ипостаси разделяют одну сущность. Три Ипостаси пребывают в так называемом ипостасном союзе (перихорезис), ибо сущность Бога неделима.
Да, Вы правы, ибо каждая Личность триЕДИНого Творца обладает всей полнотой Божества(=Элохим = אֱלֹהִים, множ.ч, Бытие 1:26)..
Вот читаем о Сыне:
"в Нём обитает вся полнота Божества "(Колоссянам 2:9)...
...
То есть: все ТРОЕ имеют одинаковую сущность и потому: РАВНЫ по природе Творца.
...
Но!!!...согласитесь: по статусу=положению в ТРОИЦЕ- Божестве(=Элохим = אֱלֹהִים, множ.ч, Бытие 1:26), - Они НЕРАВНЫ...
Вот, к примеру: "Отец БОЛЕЕ Меня"(Иоанн 14:28), - почему???...
Потому что:
"Отец - Бог, из Которого всё", а Иисус Христос - только: "Господь, Которым всё", - согласно 1Коринфянам 8:6...
...
Разве Вы не согласны с этим утверждением Св.Писания???..
 
  • Реакция
Реакции: КтоЯ
В этом вероисповедании ... символе веры православия наблюдается противоречие... То есть:
-(1) сначала Вы правильно исповедуете, то есть - согласно Св.писания:
"у нас один Бог - Отец, из Которого всё.. да знают Тебя, единственного истинного Бога"(1Кор 8:6; Иоанн 17:3);
-(2)но!!!.. потом начинаете противоречить (1)-ому пункту: "верую в Господа Иисуса Христа, Бога от Бога, Бога истинного от Бога истинного".
...
Как это возможно!!!... ведь Вы сами утверждаете, что Отец - единственный Бог(1).. можете объяснить Вашу нелогичность рассуждения???...


Да, Вы правы, ибо каждая Личность триЕДИНого Творца обладает всей полнотой Божества(=Элохим = אֱלֹהִים, множ.ч, Бытие 1:26)..
Вот читаем о Сыне:
"в Нём обитает вся полнота Божества "(Колоссянам 2:9)...
...
То есть: все ТРОЕ имеют одинаковую сущность и потому: РАВНЫ по природе Творца.
...
Но!!!...согласитесь: по статусу=положению в ТРОИЦЕ- Божестве(=Элохим = אֱלֹהִים, множ.ч, Бытие 1:26), - Они НЕРАВНЫ...
Вот, к примеру: "Отец БОЛЕЕ Меня"(Иоанн 14:28), - почему???...
Потому что:
"Отец - Бог, из Которого всё", а Иисус Христос - только: "Господь, Которым всё", - согласно 1Коринфянам 8:6...
...
Разве Вы не согласны с этим утверждением Св.Писания???..
Для ложного нехристианского учения всегда в истине есть противорения. Все не правы, только ариане себя считают правыми.
 
Причём здесь - ариане!!!... ведь я спросил - не их, а - Вас .. повторю вопрос:

Но!!!...согласитесь: по статусу=положению в ТРОИЦЕ- Божестве(=Элохим = אֱלֹהִים, множ.ч, Бытие 1:26), - Они НЕРАВНЫ...
Вот, к примеру: "Отец БОЛЕЕ Меня"(Иоанн 14:28), - почему???...
Потому что:
"Отец - Бог, из Которого всё", а Иисус Христос - только: "Господь, Которым всё", - согласно 1Коринфянам 8:6...
...
Разве Вы не согласны с этим утверждением Св.Писания???..
 
Откровение о Троице в Новом Завете



В Новом Завете это обетование и предвозвещение было полностью исполнено. Относительно этого факта можно сказать, что единство или единичность Бога является отправной точкой всего откровения.[7] Но по причине этого единства, различия в Божественном Существе намного отчетливей проявляются в Новом Завете. Во-первых, они видны в великих искупительных событиях воплощения, удовлетворения Божьего гнева и излияния Святого Духа, наряду с учением Христа и Его апостолов. Дело спасения – это труд Бога от начала до конца. Он содержит три основных момента – избрание, прощение и возрождение, которые указывают на тройную причину в Божественном Существе, то есть, на Отца и Сына, и Святого Духа.



Уже в событии зачатия Христа можно увидеть тройное действие Бога. Ибо когда Отец дарует Своего Сына миру (Ин. 3:16), и когда Сам Сын нисходит с небес (Ин. 6:38), этот же Сын появляется в утробе Марии, благодаря действию Святого Духа (Мф. 1:20; Лук. 1:35). Во время крещения Иисус был помазан Святым Духом и публично провозглашен возлюбленным Сыном Божиим, в Котором Божье благоволение (Мф. 3:16-17). Деяния, совершенные Иисусом, были показаны Ему Отцом (Ин. 5:19 и 8:38) и исполнены Им в силе Святого Духа (Мф.12:28). Умирая, Он Духом Святым приносит Себя непорочного Богу (Евр. 9:14). Воскресение Христа, с одной стороны, это действие Отца (Деян. 2:24), а с другой – действие Самого Иисуса Христа, благодаря которому Он открылся Сыном Божиим в силе, по Духу святыни (Рим. 1:3). На сороковой день после Своего воскресения, Иисус возносится на небеса в Духе, Который оживил Его, и подчиняет Себе всех ангелов, все власти и силы небесные.



Учение Иисуса и апостолов полностью согласуется с содержанием вышеупомянутых событий.


Герман Бавинк​

 
Бог-Отец



Иисус пришел на землю, чтобы провозгласить об Отце и открыть Его Имя человекам (Ин. 1:18, 17:6). Имя «Отец», относящееся к Богу как Создателю, использовалось не только иудеями, но и язычниками. Такого значения данного термина придерживается и Святое Писание в разных местах.[8] Кроме того, Ветхий Завет несколько раз использует слово «Отец» в связи с Божьими теократическими взаимоотношениями с Израилем, потому что, благодаря Своим восхитительным способностям, Он создал эти взаимоотношения и поддерживает их (Втор. 32:6, Ис. 63:16). Но в Новом Завете этот термин приобретает новое, славное значение. Иисус всегда указывал на крайне важное различие между Своими отношениями с Богом и отношениями между Ним и, скажем, иудеями или учениками. Например, когда Иисус по просьбе Своих учеников учил их молиться молитвой «Отче наш», Он ясно и четко сказал: «Когда вы молитесь, говорите...». Когда, после Своего воскресения, Христос объявляет Марии Магдалине о Своем вознесении, Он говорит: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Другими словами, Бог – Его собственный Отец (Ин. 5:18). Он знает Сына и любит Его до такой степени, до какой только родной Сын может знать и любить Отца.[9] Среди апостолов, соответственно, Бога называли Отцом нашего Господа Иисуса Христа (Еф. 1:3). Взаимоотношения между Отцом и Сыном не развивались с течением времени, а существовали вечно во всей своей полноте (Ин. 1:1, 14, 17:24). Таким образом, Бог – Отец, потому что Он, в уникальном смысле этого слова, есть Отец Сына. Это Его неотъемлемая, особая личностная характеристика.



Также Бог назван Отцом всего сущего, потому что Он сотворил и поддерживает все (1 Кор. 8:6). Он назван Отцом Израиля, потому что этот народ – дело рук Его, благодаря избранию и призванию (Втор. 32:6 и Ис. 64:8). Он назван Отцом Церкви и всех верных, потому что любовь Отца к Сыну передается им (Ин. 16:27, 17:24), и потому что они были приняты как Его дети, и рождены от Него посредством Святого Духа (Ин. 1:12, Рим. 8:15).



Поэтому, Отец всегда будет Отцом, первой Ипостасью, от Которого в Божественном естестве, в Божьем совете, во всех делах творения и провидения, искупления и освящения, исходит инициатива. Он «Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26), Он ниспосылает Своего Духа (Ин. 15:26), Ему принадлежит избрание и благоволение (Мф. 11:26, Еф. 1:4, 9, 11). От Него исходят дела творения, провидения, искупления и возрождения (Пс. 32:6, Ин. 3:16). Ему, в определенном особом смысле, принадлежит и Царство, и сила, и слава (Мф. 6:13). Ему принадлежит Имя Бог, в отличие от имен Господа Иисуса Христа и Святого Духа. Более того, Сам Христос, будучи Посредником, называет Его не только Отцом, но и Богом (Мф. 27:46, Ин. 20:17). Также Самого Христа называют «Христом Божьим».[10] Другими словами, первая Ипостась Божественного Существа является Отцом, потому что из Него все исходит (1 Кор. 8:6).
 
Бог-Сын



Если Бог является Отцом, значит у Него есть Сын, Который получил от Него жизнь и любовь. В Ветхом Завете выражение «сын Божий» использовалось для описания ангелов,[11] народа Израилева,[12] и в особенности теократического царя этих людей.[13] Однако в Новом Завете в это выражение вкладывается более глубокое значение. Ведь Христос является Сыном Божиим в особом смысле этого слова. Например, Он высоко превознесен над всеми ангелами и пророками (Мф. 13:32, 21:27, 22:2). Он Сам говорит о том, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). В отличие от ангелов и людей, Он является Сыном Своего Отца (Рим. 8:32), возлюбленным Сыном, в Котором благоволение Отца (Мф. 3:17), единородным Сыном (Ин. 1:18), Которому Отец дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин. 5:26).



Эти особые, уникальные взаимоотношения между Отцом и Сыном не развились с течением времени посредством сверхъестественного зачатия от Святого Духа, помазания во время крещения, воскресения или вознесения (хотя многие разделяли подобную точку зрения), но существовали вечно. Сын, Который во Христе принял человеческую природу, был от вечности с Богом, как Слово (Ин. 1:1), Он всегда был образом Божиим (Фил. 2:6), имел славу от Отца прежде бытия мира (Ин. 17:5, 24), был сиянием Божьей славы и образом ипостаси Его (Евр. 1:3). Поэтому, когда пришла полнота времени, Он был послан Отцом в этот мир.[14] Следовательно, Он также участвовал в творении (Ин. 1:3, Кол. 1:16), действует в провидении (Евр. 1:3) и совершении всего спасения (1 Кор. 1:30). Он, в отличие от прочих существ, не сотворен. Он Первородный из всех творений, то есть Сын, Который занимает высокое положение и обладает особыми правами «Образа Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари» (Кол.1:15). Также Он Первенец из мертвых, Первенец из многих братьев, а поэтому Он, среди всех и во всем, Первый (Рим. 8:29, Кол. 1:18). Несмотря на то, что когда пришла полнота времени, Он принял облик раба, тем не менее, Он остался образом Божьим. Он участвует, как и Отец, во всем (Фил. 2:6): в жизни (Ин. 5:26), в знании (Мф. 11:27), в силе (Ин. 1:3, 5:21, 26), в чести (Ин. 5:23). Он Сам является Богом, Которого следует прославлять и превозносить над всем сущим, во веки и веки.[15] Все исходящее от Отца, исходит от Него чрез Сына (1 Кор. 8:6).



Бог - Святой Дух



Отец и Сын взаимосвязаны друг с другом во Святом Духе и с Его помощью обитают во всем творении. Истинно то, что Бог по Своему естеству является Духом (Ин. 4:24) и Святым (Ис. 6:3). Однако Святой Дух явственно отличен от Бога как Духа. Такое различие можно объяснить следующим образом. Человек является духом по своей невидимой природе, но у него также есть дух, благодаря которому он обладает способностью самосознания. Точно также Бог является Духом по Своей природе, но в то же время, у Него есть Дух, Который «все проницает, и глубины Божии» (1 Кор.2:10). Он назван Духом Божиим или Святым Духом (Пс. 50:12, Ис. 63:10-11). Таким образом, подчеркивается, что этот Дух разительно отличается от духа ангела, человека или любого другого творения. Несмотря на то что Святой Дух отличается от Бога, от Отца и Сына, Он, тем не менее, пребывает в теснейшей взаимосвязи с ними. Его называют дыханием Всемогущего (Иов 33:4), дыханием уст Его (Пс. 32:6), Он ниспосылается Отцом и Сыном (Ин. 14:26, 15:26), исходит от Обоих, не только от Отца, но и от Сына (Ин. 15:26), так как Он также называется Духом Христовым или Духом Отца (Рим. 8:9).



Несмотря на то что Святой Дух ниспослан и излит Отцом и Сыном, тем не менее, Он часто представлен как сила или дар, благодаря Которому люди эффективно исполняют свое служение. Например, о Святом Духе говорится во многих текстах книги Деяний апостолов в связи с даром пророчества (8:15, 10:44, 11:15, 15:8, 19:2). Однако, нет доказательств тому, что Святой Дух (как многие считают) всего лишь дар или безличностная сила Божия. В других текстах Он представлен как настоящая Личность, у Которой есть личные имена, личностные характеристики, и Который совершает деяния, присущие только Личности. Таким образом, в Евангелии от Иоанна 15:26 и 16:13, 14 (хотя в английском переводе с греческого оригинала слово Дух представлено в среднем роде) Христос, говоря о Духе, использует грамматическую форму мужского рода: «Он будет свидетельствовать обо Мне и прославлять Меня». В то же время, Иисус называет Его Утешителем (это же слово используется для описания Самого Христа в 1 Иоанна 2:1). Это слово в английской версии Библии звучит как Адвокат.



Кроме этих личностных имен, Святому Духу приписываются также характеристики личности. Например, индивидуальность (Деян. 13:2), самосознание (Деян. 15:28), целеустремленность или воля (1 Кор. 12:11). Кроме того, Ему приписываются деяния, которые может совершить только разумная личность. Например, исследование (1 Кор. 2:11), слушание (Ин. 16:13), говорение (Откр. 2:17), преподавание (Ин. 14:26), молитва (Рим. 8:27) и тому подобное. Это наиболее ясно и четко проявляется в том, что Святой Дух пребывает на том же уровне, что и Отец с Сыном (Мф. 28:19, 2 Кор. 13:14).



Последнее утверждение наиболее важное из всех, так как оно указывает на тот факт, что Святой Дух является не только Личностью, но и Богом. Более того, Святое Писание предоставляет все необходимые данные для такого серьезного утверждения. Нам следует всего лишь отметить, что, несмотря на различия между Богом и Его Духом, о которых упоминалось ранее, все же в Святом Писании часто Бог назван Святым Духом, а Святой Дух – Богом. Таким образом, слова «Бог» и «Святой Дух» взаимозаменяемы. В книге Деяний 5:3-4 говорится о том, что ложь Святому Духу является ложью Самому Богу. В 1 Послании к Коринфянам 3:16 верующие названы Божьим храмом, так как Святой Дух обитает в них.



К этим фактам мы можем добавить еще такие различные божественные атрибуты как вечность (Евр. 9:14), вездесущность (Пс. 138:7), всеведение (1 Кор. 2:11), всемогущество (1 Кор. 12:4-6) и многообразные Божественные деяния, такие как творение (Пс. 32:6), провидение (Пс. 103:30) и искупление (Ин. 3:3). Данные атрибуты приписываются Святому Духу точно так же как и Отцу с Сыном. Следовательно, Он разделяет славу вместе с Отцом и Сыном. Он участвует, вместе с Отцом и Сыном, в совершении спасения (2 Кор. 13:14, Откр. 1:4). Следует помнить, что верующих крестят (Мф. 28:19) и благословляют (2 Кор. 13:14) во Имя Святого Духа. Более того, хула на Святого Духа является грехом, который не прощается ни в этой жизни, ни в вечной (Мф. 12:31-32). Другими словами, все исходит от Отца чрез Сына и пребывает во Святом Духе.
 
Триединый Бог



Все эти элементы доктрины о Святой Троице, находящиеся во всех частях Святого Писания, так сказать, собраны воедино, Иисусом в Его повелении крестить и апостолами в их благословениях. После воскресения и до Своего вознесения, Христос призывает апостолов идти в мир, приобретать для Него учеников, крестить их в одно Имя, в котором открыты три разных Имени. Отец, Сын и Святой Дух в Своем единстве и различии представляют Собой полноту совершенного Божьего откровения. Также, согласно апостолам, все благо и спасение человечества содержится в любви Отца, благодати Сына и общении Святого Духа.[16] Благорасположение, предвидение, сила, любовь, Царство и могущество принадлежат Отцу. Посредничество, примирение, благодать и искупление принадлежат Сыну. Возрождение, восстановление, освящение и спасение принадлежат Святому Духу.



Взаимоотношения между Христом и Отцом полностью соответствуют взаимоотношениям между Святым Духом и Христом. Как Сын не может творить и говорить Сам от Себя, но получает все от Отца (Ин. 5:26, 16:15), так и Святой Дух принимает все от Христа (Ин. 16:13-14). Как Сын свидетельствует об Отце и прославляет Его (Ин. 1:18, 17:4,6), так и Святой Дух свидетельствует о Сыне и прославляет Его (Ин. 15:26 и 16:14). Как никто не приходит к Отцу, как только чрез Сына (Ин.14:6), так и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3). Благодаря Святому Духу, у нас есть общение с Отцом и Сыном. Во Святом Духе Сам Бог чрез Христа обитает в наших сердцах. Если все вышесказанное является правдой, тогда Святой Дух, вместе с Отцом и Сыном, представляют одного истинного Бога, Которого следует вечно прославлять и превозносить.
 
Само Имя Бога, значение которого обычно передается в оригинале – еврейском языке для Его обозначения, указывает на очень важный момент. Так как это имя Элохим употреблено во множественном числе, оно (несмотря на то, что не указывает на три Личности Божественного Существа, как предполагалось в прошлом) по своему характеру и усилительной форме множественного числа, подразумевает полноту жизни и силы, представленные в Боге. Вне сомнений, во взаимосвязи с этим фактом, иногда Бог, говоря о Себе, использует форму множественного числа, тем самым указывая на различия в Самом Себе, которые отражают личностный характер (Быт. 1:26-27; 3:22; Ис. 6:8).

Герман Бавинк​

 
(1) Отец посылает Сына во имя Свое, и Сын подвластен Отцу.

(2) Отец посылает Духа Святого во имя Сына, и Дух Святой подвластен Отцу.

(3) Дух Святой посылается Сыном, и Он подвластен Сыну.

Графически это можно изобразить так:

Отец ---------- Сын

Отец ------------------------------ Дух

Сын ---------- Дух

Эта непрерывность связей между Отцом, Сыном и Святым Духом создает непрерывное звено между встречей или познанием Духа, Сына и Отца. Между Восточной и Западной Церковью ведутся давнишние дебаты (и, надо сказать, довольно безуспешные) по поводу того, исходит ли Дух Святой только от Отца или от Отца и Сына. Но этого спора мы не будем здесь касаться.

Важно также понять, что Новый Завет считает Святого Духа Духом Христа в той же мере, что и Духом Бога. Считается, что Дух находится в самой тесной связи со Христом, так что Его присутствие среди Христовых чад эквивалентно присутствию Самого Христа, точно так же, как присутствие Христа считается присутствием Самого Бога. Иными словами, встретить Сына - это значит встретить Отца, а не какого-то полубога или посредника. Это утверждение очень важно: верующий наших дней может встретить живого Бога сам, а не через каких-то полубожественных или тварных посредников. Утверждение Божественности Отца, Сына и Духа не означает предположения, что существует три бога, но это просто означает, что встреча с этим Единым Богом может происходит разными путями, все из которых имеют одинаковую силу. Это значит, что Бог делает Себя доступным здесь и сейчас, прямо и лично. Нет ничего в истории, что не входило бы в спасительную цель Божию.

Учение от о Троице не объясняет, почему Бог может присутствовать таким особым образом, оно просто утверждает, что Бог присутствует и доступен таким путем. Любое представление о Боге, которое не допускает Его личного присутствия здесь и сейчас, не в состоянии оправдать богатства библейского свидетельства и христианского опыта познания Бога. Учение о Троице, как и о воплощении, не является произвольным и потерявшим силу предписанием какого-то собора. Оно является неизбежным результатом понимания богатства и сложности христианского опыта познания Бога.

Теперь мы видим, почему христиане говорят о Боге как о "триедином". Однако остается одна трудность, на которой следует здесь остановиться. Как может Бог быть одновременно в трех лицах и в одном? Это приводит нас к важному моменту, который часто остается не до конца понятым. Дело в том, что слово "лицо" изменило свое значение после III в., когда оно стало употребляться в связи с "триединством" Бога. Когда мы говорим о Боге как о лице, мы естественно думаем о Нем как об одном лице. Но такие богословы, как Тертуллиан, писавшие в III в., употребляли слово "лицо" в другом его значении. Слово "лицо" (латинское - "персона") означало сначала личину актера, т.е., роль, которую актер исполнял в пьесе.

Утверждая, что было три лица, но только один Бог, Тертуллиан утверждал, что все три главные роли в великой драме человеческого искупления исполняются одним и тем же Богом. Каждую из этих ролей Бог может раскрыть разными путями, но в каждом случае это один и тот же Бог. Итак, когда мы говорим о Боге как об одном лице, мы имеем в виду одно лицо в современном смысле этого слова, а когда мы говорим о Боге как о трех лицах, мы имеем в виду три лица в древнем смысле этого слова. Это единый Бог, Который составил и выполняет великий план спасения, кульминацией которого является Иисус Христос. Это Он присутствует и действует на каждой стадии его длинной истории. Путаница этих значений слова "лицо" неизбежно приводит к мысли, что Бог является комитетом, который, как мы видели, является совершенно неправильным, приводящим к путанице в представлениях о Боге.

Алистер МакГрат​

 
Лютер!!!...от Вас ждать ответа на мой вопрос или нет???.. вот повторяю его:


Но!!!...согласитесь: по статусу=положению в ТРОИЦЕ- Божестве(=Элохим = אֱלֹהִים, множ.ч, Бытие 1:26), - Они НЕРАВНЫ...
Вот, к примеру: "Отец БОЛЕЕ Меня"(Иоанн 14:28), - почему???...
Потому что:
"Отец - Бог, из Которого всё", а Иисус Христос - только: "Господь, Которым всё", - согласно 1Коринфянам 8:6...
...
Разве Вы не согласны с этим утверждением Св.Писания???..
 
Лютер!!!...от Вас ждать ответа на мой вопрос или нет???.. вот повторяю его:


Но!!!...согласитесь: по статусу=положению в ТРОИЦЕ- Божестве(=Элохим = אֱלֹהִים, множ.ч, Бытие 1:26), - Они НЕРАВНЫ...
Вот, к примеру: "Отец БОЛЕЕ Меня"(Иоанн 14:28), - почему???...
Потому что:
"Отец - Бог, из Которого всё", а Иисус Христос - только: "Господь, Которым всё", - согласно 1Коринфянам 8:6...
...
Разве Вы не согласны с этим утверждением Св.Писания???..
Вы все прочли? Вас это не убедило. Уайт более убедительна для представителей вашего движения, церковью назвать ЭТО не могу. Вы пожалуйста не занудствуйте своими вопросами, я вам уже пояснил выше причину. Обновите свою память. ;)
 
Вы все прочли? Вас это не убедило. Уайт более убедительна для представителей вашего движения, церковью назвать ЭТО не могу. Вы пожалуйста не занудствуйте своими вопросами, я вам уже пояснил выше причину. Обновите свою память. ;)
Извините, но!!!...кажется я с вами веду диалог, а не с каким-то там Алистером МакГрат.
...
Зачем мне обновлять память!!!... если я точно знаю, что ответа на мой вопрос от Вас я не получал.
Так что!!!.. по-прежнему будете пренебрегать мною и уклоняться от ответа, как лукавый???...
Повторю мой вопрос:
как Вы умудряетесь видеть здесь(1Кор 8:6) в Господе Иисусе Христе, Которым всё, ещё и Бога Отца, из Которого всё.. можете объяснить???...
Ведь, согласитесь!!!... Отец и Сын - это совершенно РАЗНЫЕ Личности с РАЗНЫМИ статусами в триЕДИНом Творце Элохим(множ.ч, Бытие 1:26)..
Разве не так???..
 
Вы все прочли? Вас это не убедило. Уайт более убедительна для представителей вашего движения, церковью назвать ЭТО не могу. Вы пожалуйста не занудствуйте своими вопросами, я вам уже пояснил выше причину. Обновите свою память. ;)
Кто эта Е.Уайт, чтобы слушать её ереси БОЛЕЕ, нежели Бога и Его Писание???...
 
Триединый Бог



Все эти элементы доктрины о Святой Троице, находящиеся во всех частях Святого Писания, так сказать, собраны воедино, Иисусом в Его повелении крестить и апостолами в их благословениях. После воскресения и до Своего вознесения, Христос призывает апостолов идти в мир, приобретать для Него учеников, крестить их в одно Имя, в котором открыты три разных Имени. Отец, Сын и Святой Дух в Своем единстве и различии представляют Собой полноту совершенного Божьего откровения. Также, согласно апостолам, все благо и спасение человечества содержится в любви Отца, благодати Сына и общении Святого Духа.[16] Благорасположение, предвидение, сила, любовь, Царство и могущество принадлежат Отцу. Посредничество, примирение, благодать и искупление принадлежат Сыну. Возрождение, восстановление, освящение и спасение принадлежат Святому Духу.



Взаимоотношения между Христом и Отцом полностью соответствуют взаимоотношениям между Святым Духом и Христом. Как Сын не может творить и говорить Сам от Себя, но получает все от Отца (Ин. 5:26, 16:15), так и Святой Дух принимает все от Христа (Ин. 16:13-14). Как Сын свидетельствует об Отце и прославляет Его (Ин. 1:18, 17:4,6), так и Святой Дух свидетельствует о Сыне и прославляет Его (Ин. 15:26 и 16:14). Как никто не приходит к Отцу, как только чрез Сына (Ин.14:6), так и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3). Благодаря Святому Духу, у нас есть общение с Отцом и Сыном. Во Святом Духе Сам Бог чрез Христа обитает в наших сердцах. Если все вышесказанное является правдой, тогда Святой Дух, вместе с Отцом и Сыном, представляют одного истинного Бога, Которого следует вечно прославлять и превозносить.
 
Как я понял..от Вас не дождаться ответа на мой вопрос..
Это уклонение от ответа ещё раз показывает.. вскрывает Вашу лукавость, то есть:
лицемерие и лжесловесность души, сожжённой в совести своей(1Тимофею 4:2).
 
Учение о Святой Троице в истории Церкви



Христианская Церковь признает такое учение о Святом Духе, которое является составной частью ее исповедания о Святой Троице. Однако следует отметить, что Церковь не без огромных трудностей и духовной борьбы приняла это глубокое и славное исповедание. На протяжении многих столетий богатейший опыт духовной жизни детей Божиих и величайшие умы отцов и учителей Церкви постепенно осознавали данное откровение Святого Писания, и, в конце концов, выразили его в исповедании Церкви. Нет сомнений в том, что Церковь не достигла бы такого результата в закладывании основ данного учения, если бы не была водима Святым Духом. Более того, если бы Церковь не получила таких мужей как Тертуллиан, Ириней, Афанасий, трех каппадокийских отцов, Августина и многих других, которые, получив от Святого Духа необычные дары благочестия и мудрости, вели Церковь в правильном направлении.



Не стоит забывать, что решалась судьба уникальной сущности христианства. Опасность отвержения твердого основания данного учения и смешения с миром угрожала Церкви с двух сторон.



С одной стороны, возникла угроза арианства, движения, названного по имени своего основателя, александрийского пресвитера Ария, умершего в 336 году. Арий считал, что только Отец является вечным и истинным Богом, единственным, Кто, в полном смысле этого слова, не был рожден. Относительно Сына, Логоса, Который во Христе стал плотью, Арий учил, что Он, будучи рожденным от Отца, не может быть Богом, а только творением. Конечно, Он был уникальным творением, так как был сотворен прежде всякой твари. Тем не менее, Он является, согласно Арию, творением, как и все остальные творения, созданные по воле Бога. Святой Дух также был всего лишь творением Бога, Его качеством или атрибутом.



С другой стороны, существовало движение савеллианства, получившее свое название по имени некоего Савеллия, жившего в Риме в III столетии. Савеллий считал, что Отец, Сын и Святой Дух – это ничто иное, как имена одного и того же Бога. Этот Бог открывался людям постепенно и последовательно в разнообразных формах и образах. В образе Отца этот Бог действовал как Творец и Законодатель. Впоследствии, Он явился как Искупитель в образе Сына, а в настоящее время в образе Святого Духа Он действует как Хранитель Церкви.



В то время как арианство пытается отстаивать единственность Бога, помещая Сына и Святого Духа за пределы Божественного Существа, низводя Их на уровень творений, савеллианство стремится к той же цели, лишая три Ипостаси Божественного Существа их независимости. Такой результат достигается с помощью превращения Ипостасей в три последовательных формы откровения Божественного Существа. В первом случае очевидно влияние иудейской, деистической, рационалистической мысли, которое выражается в характерной для нее форме. А вот во втором случае видно влияние языческого пантеизма и мистицизма. Эти две тенденции существовали как в момент принятия Церковью истины о Троице, которая впоследствии было выражена в вероисповедных христианских документах, так и в наши дни. Вот почему Церковь и каждый из ее членов должен противостоять тем, кто восстает, с одной стороны, против единства Божьего, а с другой – против трех Ипостасей в одном Божестве. Более того, Божье единство нельзя приносить в жертву Божьему многообразию, а многообразие – в угоду единству. Верующие призваны к тому, чтобы сохранять равновесие во взглядах на единство и многообразие Лиц Троицы в их неделимом состоянии и чистых взаимоотношениях не только на теоретическом уровне, но и в повседневной жизни.



Во исполнение этих требований христианская Церковь и христианское богословие в ранний период своей истории использовали ряд слов и выражений, которые не присутствуют буквально в Святом Писании. Церковь начала говорить об усии Бога в трех Ипостасях (или эссенции Бога в трех Персонах, согласно латинской богословской терминологии. Прим. перев.). Она начала использовать такие термины, как триединый или тринитарный, сущностные и ипостасные характеристики, извечное рождение Сына и исхождение Святого Духа от Отца и Сына и так далее.



Нет существенных причин для того, чтобы Церковь в своем богословии избегала таких выражений и терминов. Ибо Святое Писание не было даровано Церкви для бездумного заучивания и повторения, а для того, чтобы она осмысливала его богатое и глубокое содержание, передавая его своими словами, дабы таким образом провозглашать великие дела Божии. Более того, такие термины и выражения крайне необходимы для защиты истины Святого Писания от его противников, непонимания и ереси. На протяжении столетий история учит, что легковесное отвержение этих терминов и выражений приводит к различным отклонениям в исповедании Церкви.
 
В то же время, используя данные термины, следует всегда помнить о том, что они созданы людьми, а посему ограничены, несовершенны и подвержены ошибкам. Отцы Церкви всегда помнили об этом. Например, они считали, что термин Ипостась, который использовался для обозначения трех образов существования в Божестве, далеко не полностью отражает истину, а в большей мере служит в качестве вспомогательного средства для защиты истины от ошибочных толкований. Данное слово было выбрано не потому что оно точно отображает реальность во всех отношениях, а потому что оно наиболее подходящее из всех существующих. В данном случае, слово далеко отстоит от мысли, а мысль от действительности. Несмотря на то, что мы не можем отобразить реальность в полной мере, а только в несовершенной словесной форме, тем не менее, нам не следует забывать, что имеет значение, прежде всего, действительность, а не отображающее ее слово. В диспенсации славы с наших уст будут слетать более приемлемые и четкие определения реальности.
 
Ну что ж!!!.. если не хотите отвечать сами: ясно и кратко..конкретно на мой конкретный вопрос, как хотите... Бог Вам Судия..
Пусть Ваше лицемерие и ложь останется на совести Вашей...
Надеюсь!!!... Вы ещё не до конца сожжены совестью Вашей(1Тимофею 4:2) и ...
сердце Ваше ещё не до конца затвердело=стало бесчувственным от обличений совести....