Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, Рожденного, Несотворенного, Единосущного с Отцом, чрез Которого все сотворено. Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес. И воплотился от Святого Духа и Марии девы, и стал человеком. Был распят за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребен, и воскрес в третий день по Писаниям, и восшел на небеса, и сидит одесную Отца. И опять придет со славою судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына Исходящего, вместе с Отцом и Сыном Поклоняемого и Славимого, говорившего через пророков.
И во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Этот текст либо напрямую, либо, закладывая основания для дальнейшего развития представленных в нем богословских идей, подразумевает следующее: у Бога одна сущность (на латыни - essentia, от esse «быть»; на греческом - ousia) и три Ипостаси, или другими словами: три Личности, одна сущность (единосущный в трех Лицах). Каждая Ипостась – Отец, Сын, Святой Дух – есть Бог. В каждой Ипостаси пребывает Бог во всей полноте, и каждая Ипостась обладает всей полнотой Божества. Каждая Ипостась является сущностно Богом. Каждая Ипостась обладает всей полнотой сущности Бога (единой Божественной усией), и полнота Божества пребывает в каждой Ипостаси. Таким образом, все Ипостаси разделяют одну сущность. Три Ипостаси пребывают в так называемом ипостасном союзе (перихорезис), ибо сущность Бога неделима.
Однако, три Ипостаси не тождественны друг другу. Каждая Ипостась вечна и обладает присущими только ей особенностями. Существуют определенные отношения, которые поддерживают между собой Ипостаси, неотделимые от их особенных свойств. Отец есть Отец Сына, Сын есть Сын Отца. Отец рождает Сына, Сын рождаем Отцом. Наоборот не может быть, так как эти отношения вечны и неизменны. Святой Дух исходит от Отца (Запад добавляет «и Сына» (формулировка «филиокве» была добавлена Латинской церковью к Никео-Цареградскому символу веры)). Отец (и Сын, согласно Западу) посылает Духа. Наоборот быть не может, так как Святой Дух ни рождает, ни посылает. Эти отношения существуют в контексте ипостасного союза трех Личностей Троицы (перихорезис). Дух есть Дух Сына, как Отец есть Отец Сына. Отношения между Отцом и Сыном осуществляются в контексте перихоретических отношений трех Ипостасей и, таким образом, в Святом Духе. Следовательно, существуют различия (но не разделение), с одной стороны, между тремя Ипостасями, которые, сохраняя присущие им свойства, разделяют одно неделимое Божеское естество, а с другой стороны, между тремя Ипостасями в их вечных отношениях с присущими им личными свойствами.
Кальвин обобщает эту мысль, утверждая, что Сын есть Бог Сам в Себе (сущностно) (ex seipso esse), в то время как, с точки зрения Его ипостасного существования, Он от Отца (ex patre)
В дополнение к основополагающей предпосылке, согласно которой Бог один в трех Ипостасях, следующие термины являются неотъемлемой составляющей учения Церкви. Термин «омоусиос» (то есть единосущный) был изобретен в четвертом столетии с целью показать, что Сын и Дух единосущны Отцу, и таким образом, обладают всей полнотой Божества. Термин «перихорезис» (ипостасный союз, или сосуществование) использовался с целью показать, что три Ипостаси (каждая из которых обладает всей полнотой Божества) обитают друг в друге, взаимно вмещают друг друга, занимая, так сказать, единое «бесконечное пространство» Божественного естества. Термин «таксис» (порядок) объясняет отношения между Ипостасями.
Блаженный Августин в работе «О Троице» пишет: «Ни в одном другом предмете ошибка не может быть более опасна, исследование более трудоемким, а раскрытие истины более полезным»
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, Рожденного, Несотворенного, Единосущного с Отцом, чрез Которого все сотворено. Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес. И воплотился от Святого Духа и Марии девы, и стал человеком. Был распят за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребен, и воскрес в третий день по Писаниям, и восшел на небеса, и сидит одесную Отца. И опять придет со славою судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына Исходящего, вместе с Отцом и Сыном Поклоняемого и Славимого, говорившего через пророков.
И во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Этот текст либо напрямую, либо, закладывая основания для дальнейшего развития представленных в нем богословских идей, подразумевает следующее: у Бога одна сущность (на латыни - essentia, от esse «быть»; на греческом - ousia) и три Ипостаси, или другими словами: три Личности, одна сущность (единосущный в трех Лицах). Каждая Ипостась – Отец, Сын, Святой Дух – есть Бог. В каждой Ипостаси пребывает Бог во всей полноте, и каждая Ипостась обладает всей полнотой Божества. Каждая Ипостась является сущностно Богом. Каждая Ипостась обладает всей полнотой сущности Бога (единой Божественной усией), и полнота Божества пребывает в каждой Ипостаси. Таким образом, все Ипостаси разделяют одну сущность. Три Ипостаси пребывают в так называемом ипостасном союзе (перихорезис), ибо сущность Бога неделима.
Однако, три Ипостаси не тождественны друг другу. Каждая Ипостась вечна и обладает присущими только ей особенностями. Существуют определенные отношения, которые поддерживают между собой Ипостаси, неотделимые от их особенных свойств. Отец есть Отец Сына, Сын есть Сын Отца. Отец рождает Сына, Сын рождаем Отцом. Наоборот не может быть, так как эти отношения вечны и неизменны. Святой Дух исходит от Отца (Запад добавляет «и Сына» (формулировка «филиокве» была добавлена Латинской церковью к Никео-Цареградскому символу веры)). Отец (и Сын, согласно Западу) посылает Духа. Наоборот быть не может, так как Святой Дух ни рождает, ни посылает. Эти отношения существуют в контексте ипостасного союза трех Личностей Троицы (перихорезис). Дух есть Дух Сына, как Отец есть Отец Сына. Отношения между Отцом и Сыном осуществляются в контексте перихоретических отношений трех Ипостасей и, таким образом, в Святом Духе. Следовательно, существуют различия (но не разделение), с одной стороны, между тремя Ипостасями, которые, сохраняя присущие им свойства, разделяют одно неделимое Божеское естество, а с другой стороны, между тремя Ипостасями в их вечных отношениях с присущими им личными свойствами.
Кальвин обобщает эту мысль, утверждая, что Сын есть Бог Сам в Себе (сущностно) (ex seipso esse), в то время как, с точки зрения Его ипостасного существования, Он от Отца (ex patre)
В дополнение к основополагающей предпосылке, согласно которой Бог один в трех Ипостасях, следующие термины являются неотъемлемой составляющей учения Церкви. Термин «омоусиос» (то есть единосущный) был изобретен в четвертом столетии с целью показать, что Сын и Дух единосущны Отцу, и таким образом, обладают всей полнотой Божества. Термин «перихорезис» (ипостасный союз, или сосуществование) использовался с целью показать, что три Ипостаси (каждая из которых обладает всей полнотой Божества) обитают друг в друге, взаимно вмещают друг друга, занимая, так сказать, единое «бесконечное пространство» Божественного естества. Термин «таксис» (порядок) объясняет отношения между Ипостасями.
Блаженный Августин в работе «О Троице» пишет: «Ни в одном другом предмете ошибка не может быть более опасна, исследование более трудоемким, а раскрытие истины более полезным»