Если я скажу, что уровень грамотности в сельской местности был почти нулевой, Вы сможете мне возразить? И чтобы услышать Тору, рыбаку или крестьянину, необходимо было идти в город, в синагогу. В городах, дело было лучше, но всё равно грамотность в среднем не превышала 5%.
Если Евреи знали иврит, то на иврите и разговаривали бы, и писали.
Я не совсем понимаю предмета спора. Точней совсем не понимаю.
Есть разные локации, и ситуации, и времена. Да, есть аборигены, и сейчас и тогда, наверное были. Есть разные языки.
Но даже если мы беглым взглядом окинем библию, увидим что было все тоже самое что и сейчас.
Например было много книг!
А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.
(Еккл.12:12)
Многоэтажные строения.
Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
(Деян.20:9)
Со всеми втекающими и вытекающими коммуникациями читай.
Вот уже достаточно.
Сама по себе система управления, государство, не может существовать без развитой письменности. значит были и школы и институты, и НИИ. Была система отбора, и отсева, следовательно образование должно быть обширным. А римская империя большая была. И документооборот приличный.
В общем вы поняли.
Кстати это же было училище, как минимум трехэтажное.