Данную притчу, Христос произносит в продолжении Своих высказываний относительно второго пришествия, когда Он придёт как тать ночью. Следовательно, полагаю, что перед самым пришествием Христа будет ситуация подобная ночи, когда все девы уснут. Уснут так, что потребуется крик в ночи, чтобы их разбудить. Сон, о котором идёт речь, разумеется это сон ума и рассудка, говорящий -"не скоро придёт господин мой". Т.е. речь идёт о состоянии небодрствования, пресыщения, самоудовлетворения.
Масло в сосудах, можно в каком-то смысле назвать и верой. Только понятие "веры" сегодня приобрело атрофированную, искаженную форму. Часто полагают, что вера, это лишь акт некой внутренней надежды на то, что Господь таки примет к Себе не смотря ни на что. Но на самом деле, "вера", это действие, когда человек имея веру, достигает результата в плане очищения и освящения. И если первая "вера" понятие аморфное и бесформенное, которое невозможно купить и накопить, то вторая вера вполне осязаема. Её можно и нужно, пока есть время, купить у продающих, накопить и стяжать как сокровище на небе.
Это масло и есть Христос в нас. Точнее, первый этап - победа над грехом. Второй этап - наполнение Божеским естеством, натурой Бога. И это масло либо копится, либо расточается. Человек либо стяжает небесное сокровище такое как кротость, воздержание, целомудрие, любовь, снисхождение и т.д. Либо стяжает земное сокровище, такое как должности, звания, власть, слава, материальные ценности и прочее.
Конечно, никакая притча не отражает реальность в точности, а лишь в общих чертах. Согласно притче, светильники вроде горели, но почему то стали гаснуть. Каждый верующих, думаю без исключения, считает, что его светильник горит. Но стоит только зажечься реальному светильнику рядом, как станет очевидно, что его светильник никогда вообще и не горел. При свете дня вся чернота и грязь проявляется сразу. А когда тьма, то вроде и грязи нет.
И если мудрым пришлось лишь поправить светильник, то неразумным поправить было невозможно. И тут речь идёт не той "вере", которую имеют большинство христиан. А речь идёт о той вере, что копится годами, в работе над собой и своим характером, отвергая себя и наполняясь Христом. Потому уместнее сказать, что речь вообще идёт не о вере, как масле в сосуде, а о Христе, точнее Божеском естестве, которым должен быть наполнен сосуд, точнее мы.
Об этом я и говорю. Эти ценности и есть масло - точнее небесное благородство и духовность.
Согласен. И никто нас не спасет от наших грехов, пока мы их любим. Ведь люди грешат по одной простой причине - они любят грех. Бог может помочь человеку, но только в одном случае - если человек хочет быть свободным. Но вот в чём казус - люди хотят попасть на Небо, но с грехами и во грехах. Потому то христианский мир, в большей мере, это религия плотских людей, т.к. создана людьми для их же угождения.