Христианский психолог

Психология истинная и ложная​

«По плодам их узнаете их.» (Матф.7:16)
Психология (от др.-греч. ψυχή «душа»; λόγος «учение») – наука о душе, о происходящих в ней процессах, имеющихся закономерностях, и о методах улучшения душевного состояния.

На сегодняшний день полно разных психологических теорий, школ и методик. Чем же они отличаются друг от друга и какой из них можно руководствоваться, чтобы реально изменить свою жизнь к лучшему? Ключевое слово «реально» — т.е. на самом деле, не создавая иллюзию благополучия.

Для этого нужно понимать, в чем же состоит истинное душевное благополучие человека и что стоит препятствием на этом пути. Проще говоря – что нужно приобретать, а от чего избавляться.

В целом, каждый из нас, так или иначе, когда говорит о душевных проблемах, чувствует что-то не то на душе. Именно исходя из этой душевной неудовлетворенности, мы и начинаем искать пути избавления от внутренней тяжести. И наталкиваемся на обилие предложений, каждое из которых обещает нам приобрести именно то, что мы ищем.

Время идет, пробуя одно, переходя к другому, мы пытаемся наполнить свою душу миром, радостью, счастьем и блаженством. Но находим ли мы это всё вполне? Помогает ли нам принятая на вооружение теория и методика продвинуться дальше к умиротворению собственной души, или же мы каждый раз оказываемся в состоянии как будто бы и не начинали ничего? Не получается ли так, что мы ходим по замкнутому кругу, теряя надежду на избавление от усиливающегося беспокойства в связи со снижением эффективности используемых методов и средств?

Так вот, если теории, методики, практики никак не позволяют даже начать идти по пути реального приобретения истинного мира и благополучия, то самое время задуматься – нужно ли продолжать идти таким путем?

Если не решать проблемы по существу, борясь с последствиями как таковыми, то в любом деле будет мало толку. А в дальнейшем будет становиться хуже и тяжелее.

Поэтому важно выявить корень проблемы и избрать верные средства для его уничтожения.

И вот здесь современный мир психологии, как научной дисциплины, к сожалению, находится в плачевном положении.

Одни предлагают чисто внешне менять свой мир, который, к слову, поменять далеко не каждому под силу. Другие зацикливают людей на удовольствиях как таковых, без особой фильтрации средств к ним. Третьи предлагают изменять душевное состояние с помощью фармакологических средств и физиопроцедур. Четвертые погружают человека в чувства, предлагают работу с ними (что ближе, на самом деле, к цели), но не разбирают самой нравственной основы этих чувств, заводя людей в иллюзию благополучия, которая, как и всякая иллюзия, непременно со временем разрушается вместе с душой человека.

Психологические школы можно разделить в целом на материалистические и идеалистические.

Первые сводят всё сугубо к приземленному и грубо вещественному, так что от души остаются лишь нейроны и электрические связи.
Идеалисты пытаются связать состояние души с нематериальным (духовным) миром и его законами.

С первыми в целом всё, как говорится, понятно. Здесь вспоминаются слова знаменитого русского энциклопедиста, гения Михайло Ломоносова: «Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.». Т.е. материалистический подход к нематериальному (предмету изучения психологии) абсурден и противоестественен.

Со второй группой психологов, т.е. с идеалистическими школами и методиками, не всё так просто. Хотя все они пытаются подходить к душе с позиции её духовной природы, но зачастую неправильно раскрываются её проявления и, главное – не подбираются необходимые средства к изменению состояния души к лучшему в реальности.

Т.е. недостаточно избирать верный подход к изучению души с позиции её нематериальной природы. Важно постигать саму суть происходящего в ней, причины возникновения проблем и способы их искоренения.

Проблема большинства современных психологических школ заключается в том, что они не учитывают наличие в душе каждого человека самостно-гордостного духа (противоестественного стремления души человека быть самому по себе, без Бога, полностью автономным) и рождающихся из него вредных душевных привычек, страстей. Нет различения между естественным проявлением чувств и страстным. Всё мешается в кучу. И в итоге, как следствие, направляя душу по ложному пути, самостно-гордостный дух, привязанность к нему (что и является причиной душевных мук и страданий) возрастают в душе человека, и ему становится хуже.

Психология с христианской точки зрения призвана к воспитанию в душе человека истинных добродетелей – спасительных для души душевных привычек в чувствах и желаниях, удовлетворяющих природу души, совесть (как нравственный внутренний ориентир), идущих в согласии с волей Бога, Который и есть источник душевного благополучия каждого. Поэтому воспитание добродетелей непременно связано с обращением к Богу за помощью.

Для этого нужно отсекать в себе проявления самостно-гордостного духа, страсти; видеть их проявления в чувствах и желаниях, отличая страсть, естество и добродетель друг от друга.

Современная психология в своем превалирующем большинстве предлагает путь иллюзий, создавая видимость благополучия, переключая внимание с одного средства для самоутверждения на другое, попросту говоря, смену шила на мыло.

Если и есть обращение к Богу, то совершенно выхолощенное, поверхностное, сопряженное со всякого рода суевериями и магией, еще больше подогревающих в душе самоуверенность и самонадеянность (проявлений самостно-гордостного духа).

Поэтому важно не просто избрать нужную сферу исследования (изучать душу, как явление духовного мира, а не материю, коей душа не является), не просто работать с чувствами (которые определяют настрой души каждого из нас), но и учитывать наличие в душе самостно-гордостного духа, помогая человеку видеть его проявления, избавляться от привязанности к нему, воспитывая в своей душе истинные добродетели с обращением к Богу за помощью в ежедневных жизненных искушениях.

Человеку, который пытается практиковать как психолог, необходимо самому воспитывать в себе верный душевный настрой, чтобы опытно постигать то, к чему он призван сподвигать своих подопечных. Чтобы становиться способным видеть суть проблемы и избирать нужные в данный момент времени способы для врачевания души.

Невозможно внятно и предметно говорить о том, чего не постигаешь и чем даже близко не занимаешься. Всё будет пресно, косно, отвлеченной философией, никак не способной коснуться души человека.

Христианская психология – это изменение реальности собственной души в лучшую сторону в процессе личной внутренней борьбы с неправильными душевными чувствами и с помощью Бога, Который есть источник истинного блаженства каждой души и Единственный, кто может освободить её от власти самостно-гордостного духа и страстей.

Т.е. это двусторонний процесс – человек делает то, что необходимо со своей стороны, а Бог подает окончательный результат. Если чего-то из этого нет, то ни о каком блаженстве мечтать не придется. Т.к. без усилия воли человека, без понуждения себя на приобретение истинных добродетелей никто, в том числе Господь Бог не может изменить состояние души. Но и сами по себе усилия человека еще не дают блаженства, т.к. источником его является Бог.

Кто пытается опираться только на самого себя, отвергая Бога, тот, проявляя самоуверенность и самонадеянность, питает в себе корень своих же проблем и причину душевных мучений – самостно-гордостный дух.

Тот же, кто надеется на Бога и со своей стороны палец о палец не ударяет для воспитания в себе истинных добродетелей в борьбе со своими страстями, так же проявляет самоуверенность и самонадеянность (имеет ложную веру и надежду) и в итоге питает самостно-гордостный дух со всеми вытекающими последствиями, описанными выше.

Истинная психология всегда ведет к подлинному умиротворению души, делая его нравственно лучше, умеющего управлять своими чувствами, удовлетворять запросы совести, исполнять волю Бога, совершать необходимые поступки. Т.е. такая психология приводит человека в гармоничное состояние с природой собственной души и Ее создателем, Богом.

Только истинная психология обогащает душу человека, делая его счастливым по-настоящему — на земле и в вечности.
 
Душа - природы духа. Компьютер - материя.
Материи никогда не будет присуще то, что свойственно духу - сознания, способности понимать, чувствовать, желать, мыслить, проявлять свободу воли, умения творить и т.д. Всё это никогда невозможно описать алгоритмами. Потому что это явления неалгоритмичны.

Свойства души такого рода просто невозможно вычислить. Потому что они зависят от самого человека, душа которого, в принципе, не подлежит изучению с точки зрения математики, физики, химии и т.д.

Поэтому мыслить о том, что ИИ когда-нибудь может заменит душу человека, будет на равных с ней или тем более превосходить, значит не постигать природы души.
Посмотрите на заводчанина или рядового гражданина, Вы думаете им всё это присуще? Бухнуть, пожрать да переспать, весь их смысл жизни. Думаете ИИ далеко до них?
 
Посмотрите на заводчанина или рядового гражданина, Вы думаете им всё это присуще? Бухнуть, пожрать да переспать, весь их смысл жизни. Думаете ИИ далеко до них?
Да, каждому, независимо от направленности духа, присуща одни и те же свойства души. И никакой ИИ даже в такой случае никогда не сможет стать подобной душе. Материя и дух - имеют разную природу.

Нравственные проблемы в человеке не потому, что отсутствуют какие-либо перечисленные естественные свойства души, как духа, а потому, что человек задействует это естественное в противность собственному естеству, не в согласии с волей Бога, воспитывая в себе греховные навыки, страсти.

Причем страсти могут быть не только грубыми и очевидными, но более тонкими, менее заметными, как, например, тщеславие, самодовольство, самомнение, самоуверенность, ложное смирение, оправдание зла и т.д. и т.п. Т.е. чисто внешне человек может иметь довольно правильную жизнь, без пороков. Но по духу быть таким же, а то и хуже перечисленных Вами.

Там, где нет ощущения своего недостоинства перед Богом, нет сокрушения о своих грехах, нет смирения в духе, там возникают нравственные проблемы, которые тяжким бременем ложатся на душу человека, омрачая ум и рождая абсурдные идеи, в том числе создать ИИ, как альтернативу человеческой душе.
 
Нравственные проблемы в человеке не потому, что отсутствуют какие-либо перечисленные естественные свойства души
В том числе и потому, что ОТСУТСТВУЮТ.

Вы сами, в ценях современной "психологии" - не очень то представляете РАБОТУ ТОНКО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕВЕРБАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
 
С Новым годом!

Канул в лету старый год и наступил новый — с надеждами и чаяниями на новую, светлую, легкую жизнь!

Для того, чтобы эти надежды сбылись, необходимо начать новую жизнь по существу. Для этого вовсе не требуется куда-то уезжать, менять место работы, надевать эксклюзивные наряды, совершать подвиги.

Нужно всего лишь, находясь в тех обстоятельствах, в которых вы оказались, начать по-новому воспринимать действительность и реагировать на происходящее в иных чувствах и ощущениях собственной души и сердца, проявляя любовь, добродушие и благодарность к близким, друзьям и родным, терпение и прощение к недоброжелателям и даже врагам, смирение и надежду на лучшее в трудностях и болезнях, с рассудительностью и вниманием подходя к событиям окружающего мира и собственной души.

Все по-настоящему новое рождается внутри нас. Рождается благодаря собственному стремлению и помощи Божией.

Не бойтесь уже в этом новом году сделать первые шаги к новой внутренней жизни, на верном нравственном основании, примиряя свое сердце с совестью, воспитывая в себе необходимые внутренние качества, открывая свое сердце к истинному, неподдельному счастью и гармонии.

Тогда Новый год и другие дни будут праздниками, в которых упразднено всё плохое, а сам праздничный дух умиротворяет душу, дает полноту добрых чувств в любых жизненных обстоятельствах, даже в самых трудных.

С новым годом!
 

Вложения

  • новый год.jpg
    новый год.jpg
    440,4 КБ · Просмотры: 0
  • Реакция
Реакции: Unmasker1
Нужно всего лишь, находясь в тех обстоятельствах, в которых вы оказались, начать по-новому воспринимать действительность и реагировать на происходящее в иных чувствах и ощущениях собственной души и сердца, проявляя любовь, добродушие и благодарность к близким, друзьям и родным, терпение и прощение к недоброжелателям и даже врагам, смирение и надежду на лучшее в трудностях и болезнях, с рассудительностью и вниманием подходя к событиям окружающего мира и собственной души.

Все по-настоящему новое рождается внутри нас. Рождается благодаря собственному стремлению и помощи Божией.

Не бойтесь уже в этом новом году сделать первые шаги к новой внутренней жизни, на верном нравственном основании, примиряя свое сердце с совестью, воспитывая в себе необходимые внутренние качества, открывая свое сердце к истинному, неподдельному счастью и гармонии.
Хорошие слова, спасибо!
 
  • Реакция
Реакции: Антоний
Поздравляем всех, с праздником Рождества Христова!
Христос родился в убогой и простой обстановке. И место, куда Он был положен, после Своего рождения, – это нищие и убогие ясли для скота.

Вся эта обстановка была выбрана Богом для рождества Христова неспроста. Ибо сама эта внешне-убогая обстановка таинственно прообразовывала собою состояние души человеческой, в которой рождается Господь, по благодати.

Что же это за состояние души, которое необходимо для того, чтобы Господь Своей Божественной благодатью был положен в душу человеческую, как в ясли при Своем рождестве? –

Это духовная нищета, дух сокрушения и смирения перед Богом, дух кротости, незлобия и душевной простоты, дух сострадательной любви и милосердия, дух любви к правде и истине, дух доброжелательности и любви.

Вот в таких душах, в такое душевное состояние и настрой духа, родившийся Христос полагается и вселяется Своей Божественной благодатью, как в яслях.

Поэтому, приведите себя в такое душевное состояние и настрой, чтобы ваши души соделались способными к встрече родившегося Богомладенца Христа, чтобы Он Своей Божественной благодатью вселился в ваши души и возлег на ваших чувствах как и в день Своего рождества, в убогих нищих яслях.

Ну а если вы не имеете такого настроя духа, то не унывайте. А смиритесь в чувстве своего недостоинства перед Богом, сокрушитесь в ваших грехах, и положите в своем намерении начало вашему покаянию, решимость на воспитание и приобретение этих добродетельных чувств, в настрое вашей души, в дальнейшей жизни.

Итак, вот душевное состояние и настрой духа, приносящие непоколебимый внутренний душевный мир и покой!, – это чувство сокрушения и смирения перед Богом, чувство милосердия и сострадательной любви, чувство кротости и душевной простоты, чувство любви к правде и истине, удовлетворенная совесть, чувство доброжелательности и любви.

Желаю вам всем, в своем свободном произволении, устремиться к приобретению этих добродетельных душевных чувств, в своей повседневной жизни. Чтобы Господь, Своей Божественной благодатью, вселялся в ваши души и, соединяясь с вашими чувствами, очищал их от примеси первородного греха, от духа самости и гордыни. Тогда и жить вам будет легче; и жизнь будет становиться проще и светлее.рождество.jpg